Wikipedia

Результаты поиска

Введение элементов игровой деятельности


Введение элементов игровой деятельности в процесс преподавания русского языка как способ развития исследовательской деятельности учащихся

                                  

Актуальность проделанной нами  работы объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в школьном возрасте и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Одним из направлений психического развития ребенка является развитие различных сторон личности, ориентированное, прежде всего, на развитие креативности. Кроме того, проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в среднюю  школу ведет  в результате  резкой перемены основного вида деятельности  к стрессу и к дезадаптации детей.

       Наш педагогический проект направлен на развитие  творческого (не шаблонного мышления), развитие любознательности, на формирование более глубокого интереса к изучению различных тем русского языка; на развитие коммуникативных способностей: умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию,  выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. В ходе разработки и реализации нашего педпроекта мы создаем условия для исследовательской деятельности учащихся, определяем методы и формы организации образовательного процесса, благодаря которым у учащихся возникает познавательный интерес к предмету.

        Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь важной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка. Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий индивидуальные и возрастные особенности, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой  дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя в исследовательской деятельности как во время урока, так и в процессе подготовки к нему.

       Одним из видов ролевой игры является урок-игра «Ученик в роли учителя».

В ходе этой игры ученик становится на время учителем для своих одноклассников или для детей помладше не с целью развлечения, главная задача такого метода обучения  - повысить интерес детей к школьному предмету вообще и  к литературе в частности, и - благодаря этому - качество усвоения  учебного материала. Хочется надеяться, что это послужит основой для личностного развития учащихся, развития их способностей к личностной рефлексии, умений анализировать ситуации и на этой основе принимать адекватные решения.

       Основной целью является развитие умения вос­принимать информацию, вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении заданий и решении поставленных задач; строить продуктивное взаимодействие и сотрудни­чество со сверстниками. Благодаря игровой технологии дети учатся проявлять интерес к мнению одноклассника, готовность поддерживать его, если оно достаточно аргументировано, или отстаивать своё мне­ние, свою позицию, свои доказательства выбранного реше­ния, но при этом уважая мнения других участников работы. Кроме того, у ученика раз­виваются такие личностные качества, как толерантность, уваже­ние чужого мнения, спокойствие в конфликтных ситуациях, объективность в оценке поведения одноклассников, позитив­ное отношение к коллективному труду.

      Предварительно была проведена следующая работа:

      Познакомила   детей заранее с темами  работы, точнее, с писателями, с их произведениями и предложила желающим быть "учителем" подготовиться. Так как программой предусмотрено определенное количество часов на изучение той или иной темы, то произведения и авторы взяты были в соответствии с Рабочей программой по литературе для 7 класса, рассчитанной на 68 часов (программа В.И.Коровина, учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева)

      Их всех желающих сначала выбрала (обещая, что все ребята получат возможность попробовать себя в роли учителя) тех учеников ( Анна Г., Роман Д.), которые способны сами проанализировать произведение (провести исследование), определить тему, идею, уяснить для себя авторскую позицию, сформулировать и попытаться аргументировать свою точку зрения. Ребятам объяснила, что они должны понимать, что это большая ответственность. Прежде всего, ответственность связана с необходимостью получения соответствующих знаний, умений и навыков по предмету при изучении каждой темы.

     В ходе подготовительной работы моя роль значительно усложнилась. Подготовить ребенка к этим занятиям - значит не только решить с ним учебную задачу, над которой ему придется потом работать с другим учеником, но и обучить его приемам и способам  ее решения. Это довольно-таки трудно, потому что сложно  заранее предвидеть трудности, с которыми встретится ученик при выполнении учебного задания. Например, при проведении беседы по прочитанному материалу (М. Горький «Легенда о Данко») один из учеников  отказался отвечать. Ученик-учитель  Роман Д. предложил однокласснику подумать над материалом, послушать ответы других учеников. Таким образом,  Роман Д. нашел выход из сложившейся ситуации самостоятельно.

Разумеется, во время таких творческих экспериментов (в ходе подготовки к уроку и во время его проведения) я  помогала ученику, выступающему в роли учителя (мягко, ненавязчиво, почти незаметно, но постоянно контролировала). Конечно, я не стояла  у него «над душой». Это могло помешать процессу и испортить все впечатление от урока и подготовки к нему. Незаметная помощь смогла повысить мотивацию к обучению у всех : и у ведущего урок, и у остальных ребят.

      Кроме этого, пришлось познакомить с секретами учительского мастерства. Главное  - входить в класс с радостью, работать творчески и не бояться трудностей. Ученики (Аня Г.по произведению Андреева «Кусака», Роман Д. по произведению М.Горького «Легенда о Данко») составила план-конспект. Совместными усилиями мы продумали все этапы урока, все учебные задачи, которые они должны были поставить перед учениками.

      Продукт труда ученика – это проведенный им урок. Но результаты, безусловно, несравненно шире и глубже: высокий уровень подготовки ученика по данной теме, но главное -  изменения в его самосознании, в развитии его личностных качеств. Кроме того, проведенная работа   способствует развитию коммуникативных навыков учащихся, искусству делового общения.

      В ходе подведения итогов учащиеся анализируют работу своего товарища: насколько его работа помогла им усвоить учебный материал, чем интересен был урок, какие формы учебной деятельности на уроке больше всего понравились, что изменилось в них самих, благодаря чему. Учитель не должен вмешиваться в ход урока за исключением явных фактологических, принципиальных ошибок в содержании. Он подводит итоги, резюмирует обсуждение.

    Ученик в роли учителя должен стать центральной фигурой на уроке . От его творческой активности , от  умения общаться с одноклассниками, с учителем зависит результативность урока.  Ученик должен научиться грамотно работать с информацией (уметь собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, делать аргументированные выводы, принимать решения); быть коммуникабельным, контактным в различных средах общения, уметь работать сообща, предотвращая, или умело выходя из различных конфликтных ситуаций.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий