Wikipedia

Результаты поиска

Положение о проектной деятельности ГБОУ СОШ №1251


Принято
 
на заседании педагогического совета «  » _______2014г.
протокол № ____
 
«УТВЕРЖДАЮ»
 
Директор
ГБОУ Школа № 1251
имени генерала Шарля де Голля
 
«    » ____________ 2014г.
 
Т.В. Кравец
 
 
 
Ведено в действие Приказом №      от « »_____2014г.

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о проектной деятельности в ГБОУ г. Москвы

«Школа с углубленным изучением французского языка № 1251

имени генерала Шарля де Голля»

 

1.     Общие положения

 

1.1. Проектная деятельность является составной час­тью образовательного процесса в ГБОУ Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля (далее школа) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности в течение учебно­го года согласно учебному плану.

1.2. Под проектной деятельностью понимается целенаправленно организованная деятельность по разреше­нию одной из актуальных проблем культуры, общества и природы, осуществляемая обучающимися под руководством педагогов, направленная на достижение конкретного результата (цели) – создание определённого, уникального продукта; или совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.

Проектная деятельность:

- создает условия для формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; практики общения в процессе общественно-полезной коллективной творческой деятельности – ведущих типов психологической деятельности подростков;

- обеспечивает открытость и политематичность, позволяющие каждому участнику проектной деятельности осуществить свободный выбор направления, содержания и форм деятельности в рамках тематики проекта;

- обеспечивает полипредметность, способствующую формированию предметных и межпредметных знаний, предметных и метапредметных компетенций;

- нацелена на создание общественно-ценного продукта, что является фактором формирования положительной самооценки;

- способствует эффективному формированию всех ключевых образовательных компетенций (ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, социально-трудовой, личностного самосовершенствования), учитывающих главные цели общего образования, а также основные виды деятельности обучающегося, позволяющие ему овладевать социальным опытом.

1.3. Выполнение индивидуальной проектной работы является обязательной формой учебной деятельности, выполняемой обучающимся 10-11 классов в рамках одного или нескольких учебных предметов согласно учебному плану. Оценка за индивидуальный проект вносится в аттестат. 

1.4. Индивидуальной проектная работа должна соответствовать следующей структуре:

      Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, темы проекта, автора и руководителя, года разработки).

      Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость.

      Цель и задачи проекта.

      Методика выполнения проекта (организация деятельности по достижению поставленной цели: анализ ситуации, формулировка задач, которые следует решить, выбор средств и методов решения, планирование, определение последовательности, сроков, видов работ, определение перечня необходимых ресурсов и способов их получения; форма представления проектной работы).

      Результаты выполнения проекта.

      Список использованных источников информации.

      Приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.).

      Рефлексивное описание выполнения проекта.

 

2. Организация проектной деятельности в школе

 

2.1. Общее руководство проектной деятельностью в школе осуществляет организационный комитет. Председателем организационного комитета является заместитель директора школы по УВР. В состав организационного комитета входят представители всех предметно-методических кафедр школы.

Организационный комитет:

- организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана;

- распределяет нагрузку педагогов по руководству проектами;

- утверждает перечень тем проектных работ выбранных обучающимися;

- проводит предварительную экспертизу работ, представляемых к защите (при необходимости организует систему оппонирования работ обучающихся);

- организует и проводит оценивание выполненных проектных работ;

- организует и проводит итоговую школьную научно-практическую конференцию по тематическим секциям по итогам выполненных работ;

- осуществляет выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных мероприятиях окружного, городского, федераль­ного уровней.

2.2. Руководителями проектных работ являются педагоги школы. Консультантами могут быть сотрудники иных организаций, а также родители обучающихся.

Руководители проектных работ:

- формулируют темы, предлагаемые для выполнения обучающимися, и согласуют их с уполномоченным представителем оргкомитета;

- организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектной работы (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество, представляемых на защиту работ;

- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проектные работы на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкур­сных мероприятиях внешкольного уровня руко­водителем работы организуется оформление сопровождающей документации, предусмотрен­ной форматом данного конкурса, и согласовывается с организационным комитетом школы.

2.3. Выполнение индивидуальной проектной работы обязательно для каждого обучающегося 10 – 11 классов.

2.4. Обучающиеся билингвального отделения выполняют проектную работу по теме, определенной Посольством Франции и Институтом Франции в России. Проектная работа имеет структуру и оценивается по критериям, предоставленным Международным Центром педагогических инноваций Министерства образования Франции (см. Приложение № 1).

2.5. Выполнение индивидуальной проектной работы для обучающихся других классов школы является добровольным и осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности по согласованию с педагогами. Результаты выполнения учебных проектов могут учитываться при выставлении учителями годовой отметки по соответствующему предмету и в составе портфолио обучающегося.

2.6. Представление результатов проектной деятельности предусматривает публичную защиту работы обучающимся на ежегодной общешкольной научно-практической конференции или на специальном заседании Организационного комитета.

 

3. Порядок и требования к выполнению проектной работы

 

3.1. Обучающиеся 10 классов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из числа педагогов школы. В случае затруднений с выбором организационный комитет назначает в качестве руководителя работы одного из педагогов школы.

3.2. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем, предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта (см. Приложение 2). Согласованные темы проекта утверждаются оргкомитетом не позднее 1 октября текущего года.  

3.3. Проектная работа выполняется обучающимися в течение 2-х учебных годов (10 и 11 классы) согласно плану-графику выполнения согласованному с руководителем проектной работы. (см. Приложение 3).

Проектная работа должна отвечать общим требованиям к проектным или научным работам (соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники), исклю­чаются какие-либо виды плагиата.

Рекомендуемый порядок выполнения и оформления проектной работы представлен в технологической карте (см. Приложение 4).

 

4. Порядок и требования к защите проекта

 

4.1. Проектная работа, выполненная и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) описание проектной работы согласно п.1.4.

3) рецензию руководителя.

4.2. Публичная защита проектной работы проводится лично автором в устной форме на общешкольной научно-практической конференции или в рамках специального открытого заседания оргкомитета проектной деятельности. О конкретной дате защиты обучающиеся оповещаются руководителем проектной работы не позднее, чем за месяц до дня ее проведения.

4.3. Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю предоставляется один письменный экземпляр работы, оформленный в соответствии с установленными в научном сообществе нормами, и один экземпляр работы на электронном носителе для пополнения соответству­ющего раздела медиатеки школы.

4.4. Перед публичной защитой проекта, ее участники обяза­ны провести проверку демонстраци­онной техники, записать работу или ее демонстраци­онную версию на компьютер, который будет использо­ваться во время зашиты, проверить качество записи и условия демонстрации.

4.5. Продолжительность выступления не должна превышать 10 минут. После завершения выступления автор проектной работы, отвечает на вопросы членов организационного комитета (не более 5 минут).

4.6. По итогам выполнения и защиты проектной работы решением организационного комитета обучающемуся выставляется итоговая оценка.

4.7. Решением оргкомитета лучшие проектные работы могут быть рекомендованы для участия в конкур­сных мероприятиях внешкольного уровня.

4.8. Обучающиеся по согласованию с руководителем могут направлять завершенные проектные работы на конкурсы различного уровня, проводимые по соответствующей тематике. Для обучающихся – авторов проектных работ, ставших победителями и призерами городских, региональных, межрегиональных, республиканских или международных конкурсов,  участие в конкурсе приравнивается к процедуре публичной защиты проекта. Решением организационного комитета данному обучающемуся выставляется итоговая оценка «отлично».

 

5. Организация и проведение ежегодной научно-практической конференции в школе

 

5.1. Научно-практическая конференция проектно-исследовательских ра­бот проводится в школе ежегодно. Организация и проведение конференции возла­гается на организационный комитет. Работа конференции организуется по тематическим секциям.

5.2. По итогам конференции в школе формиру­ется медиатека. Организационный комитет разрабатывает рекомендации по использова­нию поступивших в медиатеку работ, а также реша­ет вопросы пропаганды этих работ в профессиональ­ном и ученическом сообществах.

 

6. Критерии оценки проектной работы

 

Индивидуальная проектная работа оценивается по следующим критериям (см. Приложения 5, 6):

·     Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении сформулировать проблему, обосновать ее актуальность, и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.

·     Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно ставить цели и задачи, планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.

·     Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.

·     Сформированность коммуникативных умений, проявляющаяся в способности ясно изложить содержание выполненной работы, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.

 


 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

Приложение 1.

Требования и критерии оценивания проектов

обучающихся билингвального отделения

Structure de la note individuelle 

 

dans le cadre de l’évaluation du projet de groupe

des classes de 10ème

des sections bilingues francophones de Russie

 

 

Les élèves de 10ème classe des sections bilingues francophones de Russie sont invités à réfléchir, une année scolaire durant, sur un thème générique. En groupe, les élèves doivent alors :

-          Définir un sujet les intéressant et en lien avec la thématique générale

-          Elaborer un questionnement autour du sujet choisi et défini

-          Mettre en œuvre une recherche documentaire efficace

-          Analyser les documents recueillis pour élaborer une réponse à leur problématique

-          Transmettre leurs connaissances et leur point de vue sur le sujet via une production finale.

Pour évaluer chaque élève au sein du projet de groupe, le schéma de notation suivant a été élaboré :


 

 
Critères
Points
1
Recherche documentaire
Richesse, variété, qualité du traitement et de l'exploitation des documents
 
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
Portfolio
Référencement des sources, classification et structuration des informations, compte-rendu des recherches documentaire
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
3
Implication dans le projet
Présence aux séances dédiées au projet et aux cours de la section bilingue, investissement et contribution de l'élève dans l'ensemble du travail du groupe
 
0
 
0.5
 
1
 
 
Total
/4

 

 

 

1-      Note individuelle (6 points)

La note individuelle est complémentaire de la  production du groupe (dossier, site, affiche, journal, blog…). Elle représente un bilan du travail et doit expliquer le choix du sujet, de la problématique, du type de la  production ;  la démarche du groupe et la démarche individuelle, les acquis sur le plan des méthodes et les acquis disciplinaires.

 

 
Critères
Points
1
Cohérence de construction de la note individuelle
La note s’appuiera sur la structure et schéma proposés dans la fiche « structure de la note individuelle ».
Le contenu est organisé en parties distinctes : introduction (rappel du sujet du projet et des motivations), démarche collective et investissement personnel dans le projet, conclusion (point de vue personnel sur le sujet, acquis et rétroaction)
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
 
2
Qualité et pertinence de la restitution de la démarche
L’objectif de la note individuelle est de positionner le travail individuel au sein d’un effort collectif.
On veillera à retrouver des éléments d’analyse sur :
-          le choix  du sujet du groupe,
-          la problématique élaborée par le groupe,
-          le choix de la production finale,
-          la méthodologie de travail et les moyens mis en œuvre,
-          l’apport individuel
-          point de vue personnel sur le sujet,
-          rétroaction sur les difficultés et les nouveaux acquis.
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
 
2.5
 
3
 
3
Qualité de l'expression écrite
Etendue et maîtrise du vocabulaire (utilisation d’un vocabulaire approprié même si des lacunes lexicales subsistent encore).
Degré d’élaboration des phrases et morphosyntaxe (utilisation appropriée de constructions variées et courantes. Toutefois, des erreurs peuvent encore se produire.)
 
0
 
0.5
 
1
 
Total
/6
 

 

2-      Présentation du projet (10 points répartis en deux sections)

L’oral se déroule en deux temps :

-          Présentation du projet en groupe (environ 8 minutes)

-          Entretien individuel avec chaque membre du groupe (environ 4 minutes)

L’évaluation de ces deux parties complémentaires s’opère de la façon suivante :

 
Cohérence et pertinence de la présentation de groupe et du produit réalisé
Points
Entretien oral  individuel
Points
1
Gestion de la présentation en groupe
Répartition de la parole, suivi d'un plan, annonce de la problématique,  présentation de la démarche de travail et du produit final
 
 
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
 
Réactivité face aux questions du jury
Capacité à confirmer, nuancer et préciser ses idées, capacité à réagir aux arguments d'autrui pour défendre sa position
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
 
 
2
Qualité du produit réalisé
Inventivité, esthétique, adéquation entre la forme choisie et le sujet traité
 
 
0
 
0.5
 
1
 
1.5
 
2
 
Développement du sujet
Capacité à présenter et développer son sujet (faits, idées), appui sur les connaissances disciplinaires en jeu
 
0
0.5
1
1.5
2
Qualité de l'expression orale
Richesse et pertinence du lexique, correction morphosyntaxique, maîtrise du système phonologique
 
0
0.5
1
1.5
2
Total
 
 
/4
 
/6

 

 

Приложение 2

 

Лист согласования темы проектной работы

 

ФИО обучающегося
 
Класс
 
Тел.
 
E-mail
 
Тема (название) проекта
 
Предметная область
 
Краткое описание предполагаемого результата работы
 
Научный руководитель
 
Согласование с оргкомитетом
 

 

 

Приложение 3

 

ПЛАН-ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

 

Автор:…………………………………………………….……………………………………

Тема:……………………………………………………………….…………..………………

Руководитель проекта: ……………………………………………………………………….

Порядок выполнения работы
Срок
выполнения
Отметка
руководителя
о выполнении
Подготовительный этап
 
 
Формулировка темы проекта
 
 
Выбор направления и жанра выполнения проекта, формы представления конечного результата
 
 
Обоснование актуальности выбранной темы
 
 
Формулировка цели проекта
 
 
Формулировка задач проекта
 
 
Разработка программы и методики реализации проекта
 
 
Этап выполнения проекта
(заполняется согласно задачам и разработанной методике)
 
 
поиск, отбор, систематизация, анализ, оформление информации
 
 
моделирование
 
 
Предварительный контроль достижения результата
 
 
Доработка (коррекция) полученных результатов
 
 
Оформление отчета
(может осуществляться в процессе выполненияработы на предыдущих этапах)
 
 
Титульный лист
 
 
Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость
 
 
Цель и задачи проекта
 
 
Методика выполнения проекта
 
 
Результаты выполнения проекта
 
 
Список использованных источников информации
 
 
Приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.)
 
 
Рефлексивное описание выполнения проекта
 
 
Подготовка представления конечного результата
 
 
Подготовка оценочных листов
 
 
Рецензирование проекта руководителем
 
 
Защита проекта
 
 

 

 

Приложение 4

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

         1. Подготовительный этап:

1.1. Формулировка темы проекта.

        Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражать проблему, существенные стороны проекта, и уточнена после завершения всей работы.

1.2. Выбор направления и жанра выполнения проекта.

По направлению проекты могут быть исследовательские, инженерные, прикладные, информационные, социальные, экологические, краеведческие, игровые, творческие и др.

Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как:

- геоинформационная система,

- мультимедийная экскурсия,

- справочник, путеводитель, атлас на бумажных и электронных носителях,

- макет,

- видеоматериалы,

- учебное пособие или дидактические материалы,

- компьютерная программа,

- описание (свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации, например, экологические, социальные проекты),

- и др.

1.3. Обоснование актуальности выбранной темы (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность).

1.4. Формулировка цели проекта.

Цель формулируется как представление о результате деятельности, т.е. должна описать то, что автор хочет получить в конечном итоге. Цель должна быть конкретной, понятной, достижимой, диагностируемой. (Цель работы: создать …, разработать …).

1.5. Формулировка задач проекта.

Задачи – промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта. Требования к задачам: достижимость, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, диагностичность (измеряемость результатов), фиксированность по срокам, иерархичность.

Тема, цели и задачи проекта должны быть согласованы между собой.

1.6. Разработка программы и методики реализации проекта:

- для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается порядок деятельности автора, и определяются ее эффективные способы (методика выполнения проекта);

- определяются источники получения информации на каждом этапе работы:

- что известно по содержанию данной проблемы?

- каких знаний недостает?

- где и каким образом можно приобрести недостающие знания? (анализ литературы, анализ информации Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования, др.);

- указываются сроки реализации каждой задачи.

1.7. Выбор формы и срока представления конечного результата (отчета).

         2. Этап выполнения проекта:

2.1. Обучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи учителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование), согласно разработанной методике и программе (см. 1.6.).

2.2. Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов в учебных классах (других объединениях).

         3. Этап предварительного контроля:

3.1. Совместно с руководителем определение степени достижения задач и цели.

3.2. Доработка (коррекция) полученных результатов.

3.3. Оформление отчета (паспорта проекта).

         Отчет должен содержать следующие разделы:

-         Титульный лист (с указанием образовательного учреждения, темы проекта, автора и руководителя, года разработки).

-         Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость.

-         Цель и задачи проекта.

-         Методика выполнения проекта.

-         Результаты выполнения проекта.

-         Список использованных источников информации.

-         Приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.).

3.4. Подготовка представления (презентации) конечного результата.

         4. Этап представления (презентации) конечного результата проекта.

         5. Этап коллективного обсуждения всей работы (в рамках конференции).

           6. Рефлексия.

         7. Этап применения результатов работы. Организация использования результатов проекта в практике образовательного учреждения.

 

 

Приложение 5

Критерии оценки проектной работы

 

Критерий
Уровни сформированности навыков проектно-исследовательской деятельности
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем
1. Проблема в работе не поставлена или не продемонстрировано умение находить пути ее решения.
1. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения;
2. продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
1. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения;
2. продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного
1. Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения;
2. продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить;
3. продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы
Знание предмета
Не продемонстрировано понимания содержания выполненной работы и/или в работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки
Продемонстрировано свободное владение предметом. Имеются незначительные ошибки
Продемонстрировано свободное владение предметом. Ошибки отсутствуют
Регулятивные действия
Не продемонстрированы навыки планирования работы.
Работа не доведена до конца;
все этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
Работа доведена до конца и представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. Проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно
Коммуникативные умения
Не продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации и/или автор не отвечает на вопросы
Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена. Текст сообщения хорошо структурированы. Автор отвечает на вопросы
Тема ясно определена и пояснена. Текст сообщения хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

 

сдается вместе с работой в 5-и экз.

 

 

 

 

Оценочный лист проектной работы

Автор:…………………………………………………….……………………….

Тема:……………………………………………………………….…………..…

 

Критерии

Оценка

Комментарии

Выполнение проектной работы

Титульный лист, распечатанный вариант работы

 

 

1. Соответствие содержания теме
 
 
2. Актуальность
 
 
3. Формулировка цели и задач проекта
 
 
4. Методика выполнения проекта
 
 
5. Результаты выполнения проекта: их
оригинальность,
новизна,
практическая значимость,
самостоятельность выполнения,
форма представления
 
 
6. Формулировка выводов
 
 
7. Список использованных источников информации
 
 
8. Наличие иллюстративного материала
 
 
9. Наличие электронной версии работы
 
 
10. Особое мнение
 
Презентация и защита проекта
Логика изложения (указаны: тема,
актуальность,
цель,
задачи,
методика,
результаты выполнения задач,
выводы)
 
 
Владение материалом (понимание излагаемого, аргументированность, логичность; умение ответить на вопросы)
 
 
Наличие иллюстративного материала
 
 
Речь (чёткость, грамотность, построение фраз и др.)
 
 
Соблюдение регламента (до 10 мин.)
 
 
Особое мнение
 
Рекомендации
 
 
 
 

 

Член оценочной комиссии:

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий