Анализ прозаического
произведения:
|
Определить тему и идею (главную
мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым
произведение написано.
Показать взаимосвязь сюжета и композиции. Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей). Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения. Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка. Определить особенности жанра произведения и стиля писателя. Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также: Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний. Развернутое обоснование выводов.
1. История создания.
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду: - литературные направления эпохи; - место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период; - творческая история произведения; - оценка произведения в критике; - своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя; - оценка произведения в контексте современного прочтения; Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).
Концептуальный уровень художественного произведения (тематика,
проблематика, конфликт и пафос).
Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения. Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.) Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.) Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).
2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для
каждой линии:
- действующие лица; - события.
3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут
присутствовать):
Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта. Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко). Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются всё яснее и острее. Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после неё действие ослабевает. Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость. Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей; - способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление; - способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания"; - точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей; - придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...). Дополнительные средства композиции: Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции). Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения). Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий. Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл. Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.
Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.
В произведении
могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти
элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе,
сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и
"фабула":
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается; 2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий Сюжет может излагаться: - в прямой хронологической последовательности событий; - с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в будущее; - в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в произведении).
Несюжетными элементами считаются:
вставные эпизоды; лирические (авторские) отступления. Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.
5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами,
типичность (уникальность) персонажей.
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя). 1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека: - внешние черты - лицо, фигура, костюм; - характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж; - изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа; - изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж; - наличие или отсутствие прототипа. 2) Основные приёмы создания образа-персонажа: - характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета); - портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу); - прямая авторская характеристика; - психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни героя; - характеристика героя другими действующими лицами; - художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы); 3) Виды образов-персонажей: - лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии); - драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор использует для характеристики персонажей приём самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях); - эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках). 4) Система образов-персонажей: Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения. Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения). Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором. Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объёмным; Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой исторической эпохи). Позиция автора и способы её выражения: - Авторские оценки: прямые и косвенные. - Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог). - Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).
Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста. Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора. Речь повествователя - оценка событий и их участников Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов). Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).
6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный
опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие; - использование художественных средств; - разработку любимых жанровых форм; - язык.
7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм
(критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм,
символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве
авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм,
модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда",
"школа потока сознания.
8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных
событий.
рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц); новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды: - новелла событий; - новелла "настроения" с психологическим сюжетом. повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев; роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространённая в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют: - социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия; - морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего; - исторический - о событиях прошлого; - философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира; - роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества; - роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника одной семьи, роман-анекдот и т.д. эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!). |
Комментариев нет:
Отправить комментарий